dar_1313
В минуту опасности улитка прячется в раковину. Там у нее есть бутылка водки и пистолет. (с)
Больше месяца я подкрадываюсь к отчету о Зиланте и каждый раз сворачиваю, спотыкаясь о первое же по хронологии мероприятие. Если бы хронологии не было, я быстренько вытряхнула бы что попроще, но она есть, а я тот еще Шелдон, так что переписывала этот пост три раза. И хотя про саму презентацию почти нечего рассказать, куча мыслей «по поводу» не давали добровольно расстаться с темой, а тема огромна, не причесана, дика, как мамонт, и, скорее всего, чужда многим, по крайней мере, в такой подаче. Но я просто безумно ее люблю. :heart:
Прошлое, настоящее, будущее

Вероятно, все хоть раз в жизни натыкались на книги о попаданцах, когда бравые парни или не менее бравые девицы попадают в прошлое и «ух, как они там!» Намного реже случается, что в наше время попадают благородные рыцари и леди, но и они вроде бы не плошают.
На случай, если книг про попаданцев у вас никогда не было, можно вспомнить фильмы вроде «Истории рыцаря» или сериалы, или комиксы, или… Короче, это явление сейчас можно найти где угодно. Оно настолько вездесуще, что создает ощущение человеческой неизменности. Кажется, что люди и пятьдесят, и сто, и тысячу лет назад были такими же, как сейчас. И, вероятно, такими останутся до конца времен. Неизменными. Нами.
Мы читаем это или смотрим и успокаиваемся, обретая ощущение стабильности бытия. Но если бы попаданцы действительно куда-нибудь сунулись, они столкнулись бы… Нет, не с врагами, завистниками и мистикой – с бытом.
Сама я плотно столкнулась с историей быта после увлечения фехтованием, которое довольно тесно связано с исторической реконструкцией. Казалось бы, нет никаких проблем самостоятельно накопать материал, скажем, по истории одежды, еды или жилья, но реконструкция – исключительный шанс применить это к себе на практике, пожить в этом.
Опыт все равно получается однобокий. Очень сложно полностью вырваться из современного мира, совершенно невозможно досконально воссоздать контекст эпохи. Хотя бы потому, что изрядная часть этого контекста идет вразрез с современным законодательством. Но даже так это сильно меняет восприятие истории, очень четко показывает место в ней человека. Не эпичных «деятелей» из школьных учебников, не выдуманных персонажей, а конкретно тебя, но там и тогда.
Кстати, это ни в коем случае не противопоставление. И биографии, и художка отлично дополняют то, что воссоздать невозможно, но своя шкурка всегда ближе, собственный опыт воспринимается в разы лучше, чем любые откровения окружающих. Проявляются такие детали, про которые ты просто никогда не подумал бы, живя в современном мире. Ты начинаешь вспоминать, перечитывать, что-то анализировать заново.
Каково было жить без современных лекарств? Очень хреново! Очень! Как на тебя бы повлияла та скорость связи? Мой друг, надеюсь, это письмо еще застанет вас в городе Н… Свечное освещение – как это? Романтика, убийство глаз, выжженный в помещении воздух (в сочетании с тугим корсетом готовый обморок, кстати), пожары, вот это вот все.
Можно проанализировать, что из чего вытекает, чем обусловлено, когда начинается и т.п. Из чего родились дуэли, как помогают выжить двойные стандарты или практический смысл возникновения патриотизма. Короче, можно очень прочно и наглядно увязать человеческую психику с условиями быта. Свою в том числе. И здесь начинается самое интересное, потому что, когда начинаешь воспринимать современность как часть истории, тут же возникает вопрос – что дальше.
Фигурально выражаясь, прошлое – это равенство, фактор/сочетание факторов равно предпочтению, качеству или свойству. Но когда кто-то замахивается на футурологию, получается уравнение с двумя неизвестными – нужно спроектировать одновременно будущий быт и представить, как он будет влиять на будущее общество.
При всей своей сложности это чертовски интересная вещь. Условия меняются и множатся с нечеловеческой быстротой, полностью охватить картину практически невозможно. Материал собирается по кусочкам и крупицам – где-то лекция по политологии, где-то наблюдения детского психолога, где-то статистика, где-то книжка, где-то сериал, где-то выступление о культурном перепроизводстве, где-то постег из серии «раньше было лучше». Все это щедро сдабривается собственной фантазией (я же не ученый, мне можно).
Так что презентация получилась о-очень ма-аленькой крупинкой в разномастной куче всего. И освещала тему исключительно с технико-биологической стороны набором слайдов с кратким прогнозом футуролога Рэймонда Курцвейла. Народ активно обсуждал, что успело сбыться, что сбудется в перспективе, от всего этого веяло атмосферой одновременно лекционной аудитории и советской научной фантастики. Вопросы «человеческого» практически не поднимались, прогнозы по технике откровением тоже не были. Я сидела на ковре, вспоминала Кокон и страдала.
Дело в том, что на Коконе вопрос обсуждался в контексте пары предстоящих игр, а игры – это всегда какая-то модель общества. То есть моделированием мы и занимались. Бредили, кто во что горазд. Сейчас я попыталась поднять старые записи и чуть не искусала себя с досады.
2017-11-21 17-41-34.JPG
2017-11-21 17-41-52.JPG
Еще полгода назад я в лёгкую восстановила бы материал по этим «конспектам», а сейчас уже хрен. Если бы дайри-апокалипсис случился прошлой осенью… Если бы я не была такой ленивой жопой… Если бы, если бы… Могла бы написать что-то содержательное. Эх!
Впрочем, это в любом случае куда-нибудь встроится и где-нибудь вылезет, просто не может не. Но иногда мне почти до слез жаль, что я не ученый и не могу упарываться такими вещами официально в рабочее время с полной отдачей, доступом к материалам, набором методов, о которых, если честно, имею сейчас исключительно смутное представление, и осознанием того, что делаешь нужное дело, а не просто развлекаешься на досуге фигней ((

@темы: всем ветрам, в порядке общего бреда, Зилант 2017